Государство оказалось под контролем истеблишмента, свободного от контроля населения

Российский истеблишмент в настоящее время обосновывает абсолютистский характер собственной власти – то есть свободной от влияния суверенитета населения/народа. Именно это является идеологической основой ретоталитаризма современного политического режима в России. Ретоталитаризм — политический режим, при котором государство пытается вновь установить контроль над всеми сферами жизни населения (от личной идентичности и семьи до мировоззренческо-идеологических представлений и экономических отношений), но не имеет в полном объеме возможностей для подавления инакомыслия, способности населения к сопротивлению и не обладает полноценным механизмом массового террора.

Распад советского общества запустил в России процесс социетальной трансформации, т.е. неупорядоченного изменения всех фундаментальных систем общественных отношений (социальных институтов), начиная от личных сетей, семей, систем организации и обеспечения жизнедеятельности, воспроизводства общества, и кончая политическими способами удовлетворения социальных интересов.

Коллапс прежних социально-классовых идентичностей, связанных с советской системой народного хозяйства, замена общегражданской советской идентичности националистическими или религиозно-конфессиональными, привели к тому, что население Российской Федерации до сих пор представляет собой скорее социальное множество, а не общество (социальная организация, воспроизводящаяся через совокупность социальных отношений равнозначных действующих субъектов, основанных на солидарности и взаимных интересов и осуществляемых без насилия — Прим.авт.).

В этих условиях социальные институты принимают множественный и локальный (в социальном плане) характер. Складывается ситуация, когда для разных групп населения нормативными (и легитимными в глазах иных групп) являются различные виды отношений, формально соотносимые с одним социальным институтом.

Например, сегодня в российском социуме для разных групп населения нормативными признаются разные способы оформления семейных отношений: для одних нормой являются только моногамные семьи, для других – полигамные семьи, а для третьих – временные и дополнительные браки. И подобное положение дел наблюдается в целом спектре социальных институтов в личной, экономической, политической сферах жизни социума. В результате складывается ситуация, когда происходит потеря единых ценностных оснований для выработки морали, общих целей и доверия. В этих условиях в Российской Федерации стали реализовываться сегрегационные стратегии, основывающиеся на национализме, конфессиональной или социально-классовой ограниченности.

Остановить процесс дезинтеграции, формирования аномии (распад социальных и общественных связей — Прим.авт.), придать социетальной трансформации позитивную динамику, можно было бы, укоренив в обществе принципы гуманизма (принцип, признающий персональность человека, наделяющий человека естественными неотчуждаемыми правами (право на жизнь, персональная свобода, без насилия для других, стремление к счастью как свободной реализации жизни, которую хочется и получиться прожить без принуждения со стороны других людей). В общественной жизни гуманизм реализуется через политико-правовое закрепление принципов равенства, справедливости, правового и республиканского государства, обеспечивающих продуктивное общежитие — Прим.авт.), равенства (признание людей экзистенционально подобными: переживающими страх смерти, страх боли, страх одиночества и желание быть любимыми. Осознание этих чувств приводит признание других людей людьми и формирует коллективизм и продуктивное общежитие — Прим.авт.), справедливости (принцип, согласно которому ни одному человеку не могут быть предъявлены требования, отличные от требований к другому человеку в аналогичной ситуации — Прим.авт.) и республиканизма (принцип, объявляющий государство общим делом ради общего блага. Осуществим вне зависимости от формы государственного устройства, однако не реализуем вне демократического политического режима — Прим.авт.).

Однако, советское наследие – социальный расизм (классовый подход), общественное и политическое насилие, двоемыслие, нигилизм и агуманизм, нечеткость, динамичность социально-классовой, социокультурной структуры отношений, а значит и личной и групповой идентичности – не позволяют оформиться подобным общественным силам.

По этим же причинам российское государство оказалось под контролем истеблишмента, свободного от контроля населения и руководствующегося лишь собственными узкогрупповыми представлениями и интересами. Первоначально, в 1990-е гг., российский истеблишмент был вынужден опираться на территориальные множества граждан и избирателей. А в двухтысячные годы концепции, обосновывавшие законность и суверенность обладания властью истеблишментом, стали формироваться уже как охранительно-реакционные, консервативные. И до сих пор право на власть обосновывается:

Во-первых, нахождением у власти.

Во-вторых, личными качествами, позволившими получить «мандат» на власть у населения.

В-третьих, через подмену суверенитета народа (проявляющегося через свободное формирование посредством свободных/демократических выборов республиканского государства — Прим.авт.) суверенитетом государства и соотнесением государства с политическим истеблишментом. 

В-четвертых, необходимостью отражения внешней угрозы, объявляемой исторически неизбежной. Причем, игнорируя проблему того на сколько враждебность других государств является результатом реализации узкогрупповых представлений российского истеблишмента, идущих во вред общенациональным интересам.

В-пятых, необходимостью подавления неких антиобщественных, антигосударственных сил внутри России, действующих якобы в интересах иностранных государств (т.н. «пятая колонна», «иностранные агенты», «деструктивные силы» и т.п.).

Тоталитарная концепция и практика необходимы политическому истеблишменту, чтобы не допустить формирование альтернативных моральных, социально-политических концепций. Сформированные на их основании картины будущего России смогут стать основой формирования независимых государственного истеблишмента сообществ, потенциально способных мобилизовать население для трансформации нынешнего политического режима.

Поэтому в настоящее время в России сформированы:

Во-первых, правовые условия для исключения и криминализации всех групп, потенциально способных сформировать альтернативные ценности и общественные практики.

Во-вторых, осуществляется трансляция (через находящиеся под контролем истеблишмента общественные институты (образование, СМИ, административная система)) традиционалистской и корпоративно националистической пропаганды с целью навязать населению свою картину мира и её мировоззренческое обоснование.

В-третьих, осуществляется криминализация и исключение граждан и сообществ, которые реализуют альтернативные ценности и личные практики (личные сети, семья, самовыражение, свобода совести, свобода слова, свободный труд).

Поделитесь с друзьями:

Оставьте комментарий:

Войдите с помощью: 
wpDiscuz
Хочу быть в курсе с
PravimSami.ru

Подписка на еженедельную
подборку публикаций от
PravimSami.ru

PravimSami@gmail.com